+7 (499) 994-84-43

​Фирменный стиль – что это, составляющие

Дата: 27.03.2020Автор: Сторс
НЕТ ФОТО

Задумывались ли вы, что представляете из себя? Любой человек, если сильно упростить, — совокупность характеристик, внешних и внутренних, по которым другие люди его опознают. То же самое можно сказать о бренде: у него есть совокупность черт, именуемая «фирменным стилем», благодаря которым настоящие клиенты, будущие клиенты и не-клиенты понимают, что перед ними именно этот бренд, а не какой-то другой.

Иногда «фирменный стиль» путают с «брендингом». Мы уже писали статью о брендинге, но всё равно поясним: это разные вещи, хоть и тесно связанные.

Например, есть школьник, который открыл канал на «Ютубе». Канал не слишком популярен, у видео мало просмотров, о подписчиках пока речи не идёт. Но у юноши есть мечта, и он настроен её исполнить. Для этого он изучает механизмы создания видео, проходит курс видеомонтажа, постигает азы дизайна и маркетинга. Его видео становятся глубже и интереснее, у них появляется что-то общее, какой-то стиль, он прорабатывает вопрос ценностей и миссии, начинает понимать, о чём его контент. Это — брендинг, работа, которую юноша ведёт над созданием собственного бренда.

Он работает над созданием примечательного логотипа, размещает «шапку» в верхней части страницы, придумает оригинальные обложки для видео в определённой цветовой палитре. Вступает в коллаборации с другими ютуберами, начинает принимать заказы на рекламу. А вот это — уже фирменный стиль.

Фирменный стиль — то, что помогает потребителям отличать один бренд от других. Как немедленно отличают очки «Рэй Бэн» от аналогов, или кеды «Адидас» от таких же, но изготовленных «Найк». Фирменный стиль помогает создать прочную эмоциональную связь с потребителем, поэтому бренд без фирменного стиля в мире современного маркетинга попросту немыслима.

Если вы читали предыдущие статьи в нашем блоге, то наверняка понимаете, о чём пойдёт речь дальше. Фирменный стиль — сочетание дизайна во всём его спектре и чёткого понимания того, что представляет из себя фирма.

1. Кто вы

Всегда хорошо знать, что представляет из себя бренд, какая у продукта целевая аудитория, что там с миссией и ценностями. Именно исходя из перечисленного строятся маркетинговые кампании — нельзя палить по воробьям наугад и надеяться, что хотя бы один выстрел принесёт результат.

Вот что важно:

  • миссия (зачем вы занимаетесь тем, чем занимаетесь),
  • ценности (что движет компанию вперёд вопреки всему),
  • какая у бренда «личность» (поспекулируйте, каким человеком был бы ваш бренд),
  • чем вы отличаетесь от конкурентов (в чём уникальность вашего позиционирования),
  • как звучит голос вашего бренда (на каком языке и как он разговаривает с клиентом).

Ответив на эти вопросы, вы получите исчерпывающее понимание, что представляет из себя ваша компания. Впрочем, это бывает не так просто, как кажется на первый взгляд. Иногда нужно задать себе дополнительные вопросы: зачем вы основали бизнес, в чём вы хороши настолько, что ни один конкурент не сравнится, что выделяет вас на фоне других, в каких трёх словах можно описать ваш бренд, в каких трёх словах вы хотели бы, чтобы клиенты описывали ваш бренд.

Или так: устройте мозговой штурм с другими сотрудниками и попробуйте ответить на эти вопросы коллективно.

Или так: обратитесь к специалистам по созданию фирменного стиля. Совместно с вами они помогут выделить ваш уникальный бренд и создадут крепкий фундамент, на котором он мог бы стоять.

2. И что вас определяет

Встречают по одёжке. Может, для людей это сейчас менее актуально, однако дизайн — то, что определит бренд в глазах клиентов так же, как лого и цепляющее приветствие определили бренд нашего юного ютубера в глазах аудитории.

Из чего состоит дизайн?

Цветовая палитра. Есть такая наука колористика, которое изучает то воздействие, которое те или иные цвета оказывают на психику человека. Вы могли обратить внимание, что сети продуктовых магазинов чаще используют зелёный, говорящий о свежести, медицинские центры и клинические лаборатории — синий, потому что он успокаивает, жёлтый и оранжевый можно чаще встретить в дизайне детских магазинов и яслей. Фиолетовый имеет коннотацию «люкс», розовый связан с женственностью, хотя постепенно отходит от этого значения (но не в России). Словом, с цветами придётся считаться, потому что они отвечают за первое впечатление от вашего бренда.

Шрифты. Для индор- и аутдор-рекламы, билбордов, интернет-страниц, для пресс-релизов и логотипа. Без шрифтов никак — нельзя использовать первые попавшиеся, если хочется, чтобы аудитория воспринимала компанию всерьёз. Шрифт — такая же полноценная составляющая фирменного стиля, как, например, логотип или цветовая палитра. Шрифты с засечками (старина Times New Roman, использующийся по умолчанию в текстовых редакторах) большинство людей воспринимают как традиционные и вызывающие доверие; без засечек (например, Helvetica) подойдут более молодым, современным, хай-тек компаниям; рукописные (как Allura) сразу добавят нотку женственности — их часто используют в оформлении свадебных и цветочных салонов; дисплейные шрифты предназначены для заголовков, для больших заметных надписей и для логотипов — в них обычно есть что-то примечательное. Классический пример дисплейного шрифта — логотип группы Metallica.

Форма. И даже форма имеет значение, даже она влияет на то, как фирму воспримут. Например, мягкие плавные формы, круги и овалы подойдут для дизайна компаний, которые хотят запомниться клиентам как мирные, дружелюбные, с семейной и приятной атмосферой, зато строгие углы — квадраты, ромбы, прямоугольники — воспринимаются большинством как что-то, вызывающее доверие, солидное, мужественное. Вертикальные линии связаны с силой и маскулинностью, зато горизонтальные — со спокойствием и стабильностью.

Логотип. Одна из самых сложных составляющих проработки фирменного стиля — создание правильного логотипа. Не стоит использовать стоковые изображения, лого должно быть уникальным. И не просто уникальным, а ещё:

  • сразу указывать клиентам, чем занимается ваша фирма,
  • быть достаточно простым, лёгким в восприятии, приятным,
  • не слишком трендовым — тренды преходящи, классика сохраняется в веках,
  • разработанным с оглядкой на то, что популярно в сфере,
  • запоминающимся.

Без усложнений, без миллиона мелких деталей. Вы наверняка помните, как интернет отнёсся к случившемуся недавно редизайну логотипа «Гугла». Но правда заключается в том, что даже смещение лого на один пиксель может повлиять на психологическое восприятие бренда. В грамотном дизайне ничего не делается просто так, а над логотипом «Гугла» работали очень компетентные люди.

Дизайн упаковки. Актуально, если ваш продукт имеет физическое воплощение. Дизайн упаковки должен перекликаться с цветовой палитрой, задавать правильное настроение. Не стоит недооценивать то влияние, которое оказывает на потребителей и их лояльность грамотно разработанная упаковка, даже если это обыкновенный крафтовый пакет.

Визитные карточки. И они тоже! Рекомендуем делать их простыми, понятными и приятными. Хватит логотипа и персональных данных, отпечатанных на хорошей бумаге.

Дизайн сайта. Скорее всего, ваш бренд представлен в интернете. Плохо, если это старый сайт с устаревшим протоколом, на который начинают «жаловаться» все современные браузеры, с некорректными данными и молчащими операторами. Сейчас большинство людей начинают знакомство с брендом через интернет — и жизненно необходимо правильно представить себя в сети.

На основе дизайна сайта разрабатывается дизайн рассылки по электронной почте, если вы её используете. Она тоже должна быть красиво и понятно свёрстана, без перегрузки информацией и картинками. То же касается представительства бренда в социальных сетях — всё в едином фирменном стиле, с единым «языком общения» с пользователями, если дело касается СММ. Каждая мелочь — кирпичик в строительстве фирменного стиля, той картинки в глазах потребителя, от которой напрямую зависит успех компании.

Фирменный стиль переводится на английский как brand identity, «личность бренда». И это так: фирменный стиль — то, что выделяет бренд на фоне нескончаемого моря конкурентов и соперников, то, что рассказывает клиентам, кто вы такой и чего от вас ожидать. Он помогает выстроить лояльную потребительскую сеть, помогает наладить отношения с рабочим коллективом, которому близки ценности компании. А дизайнерам на аутсорсе и партнёрам наличие фирменного стиля помогает правильно представить вас в глазах общественности.

Чтобы утвердить фирменный стиль и упростить работу сотрудников и партнёров, нужно создать брендбук.

Рекомендуемые статьи

НЕТ ФОТО

Концепция «брендинга» запутывает даже для тех, кто отучился на маркетолога. Не страшно: мы здесь, чтобы рассказать о сложных рекламных вещах простым человеческим языком! Пристёгивайтесь — мы отправляемся в путешествие по миру маркетинга, где вы получите ответы на вопросы, связанные с продуктами, брендами, брендингом и другими важными вещами...