Нельзя сказать, что 1897 год был особенно богатым на события — не более и не менее, чем 1896 или 1898. На дуэли Дантес смертельно ранил Александра Пушкина; Томас Дэвенпорт запатентовал первый в мире электрический двигатель; зимой вспыхнул Зимний дворец. Было кое-что ещё: шестнадцатилетний мальчик покинул деревеньку Франш-Конте на окраине Франции и пешком дошёл до Парижа, чтобы стать учеником мастера-сундучника. Мальчиком был Луи Виттон — основатель бренда, который сегодня знает каждый ребёнок.
Этой статьёй мы начинаем серию публикаций об историях брендов — известных и не очень, иностранных и российских. Постараемся выбирать самые захватывающие кейсы и говорить о них интересно.
В далёком 1837 году ни о каких автомобилях речи не шло: люди передвигались пешком, верхом и на каретах, а на дальние расстояния — на поездах и кораблях. С собой они брали дорожные сундуки, куда упаковывали все пожитки. Сундуки были громоздкими и некрасивыми — ничего удивительного, ведь отношение к багажу в те времена было намного менее деликатным, чем сейчас.
Чтобы защитить имущество от грубости извозчиков, путешественники обращались к мастерам-сундучникам, которые не только изготавливали сундуки по меркам клиентов, но и помогали упаковать вещи.
Юный Луи устроился работать в ателье монсеньора Марешаля. Гибкий ум и креативность быстро сделали из рядового подмастерья мастера. Именно молодой Луи изобрёл плоский дорожный чемодан Trianon, выглядящий ровно так же, как выглядят современные чемоданы. Новинка была чрезвычайно проста в обращении, а ещё такие чемоданы можно было поставить друг на друга и открыть сбоку. Идеально для путешествий!
Ещё Луи разработал чемодан, который можно было разложить в полноценный миниатюрный письменный стол, создал круглую шофёрскую сумку, которая легко помещалась в отверстие под запасное колесо, охотно работал с новыми материалами. Его проекты в конце концов заметила императрица Евгения — супруга Наполеона III, племянника того-самого-Наполеона. Её покровительство и стало тем трамплином, которого не хватало молодому гению.
На Марешаля Луи Виттон работал 17 лет, а потом открыл собственное ателье «Аньер» неподалёку от Вандомской площади. Именно оно стало символом успеха семьи Виттон и фундаментом, на котором был построен всемирно известный бренд.
В 1859 году, в год открытия, ателье «Аньер» насчитывало всего двадцать сотрудников. К 1900 году их количество выросло до ста, к 1914 году — до 225 человек. К слову, здесь роскошные сумки и чемоданы «Луи Виттон» производятся по сей день, хотя и масштабы, и размеры производства с тех пор увеличились многократно.
«Аньер» — особая мастерская для специальных клиентов. Здесь работают 170 мастеров, производящих кожаные сумки и аксессуары для заказчиков по всему миру. Совсем как в былые времена!
«Луи Виттон» быстро перестал быть человеком и превратился в бренд. Бизнес отца унаследовал Жорж Виттон, который придумал монограмму бренда, разработал знаменитый логотип LV. Но он занимался не только дизайнерской стороной вопроса — в 1886 году он придумал особый замок, который превратил дорожные чемоданы «Луи Виттон» в настоящие сундуки-сокровищницы.
И его рук дело — создание первой лёгкой сумки из парусины, которую клиенты могли носить с собой. «Каждый чемодан должен сочетать в себе высокую мобильность и лёгкость», гласит девиз Louis Vuitton сейчас.
Путь Луи Виттона, как и путь многих гениев, был непрост, тернист и необычен. Когда-то его имя было именем подростка-подмастерья, вручную паковавшего вещи зажиточных клиентов. Сейчас «Луи Виттон» — бренд, лицом которого в разное время были Мадонна, Анджелина Джоли и даже Михаил Горбачёв, в рекламных фотосессиях которого участвовали Дэвид Боуи, Френсис Форд Коппола, Бейонсе, Лариса Латынина и многие другие. Характерная цветовая схема и инициалы LV узнаваемы настолько, что уже, пожалуй, вошли в культурный код почти каждого человека.
Это ли не успех?